МОУ СОШ с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой областиДомашняя ] Оглавление ]  Урок
Вверх


 

 

Урок литературы

О.А. Аношенкова, учитель литературы

Тема: «Не дай себе погибнуть!» (О последствиях алкоголя на

           страницах произведений художественной литературы).

Цель: 1) на конкретных примерах из произведений художественной

               литературы показать пагубные последствия  алкоголизма;

          2) способствовать расширению знаний и представлений 

             учащихся о сущности пьянства;

         3) вырабатывать отрицательное отношение к употреблению  

            алкоголя.

Ход урока

I.                    Оргкомитет

Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения на тему «не дай

себе погибнуть!» (О пагубности алкоголя на страницах произведений художественной литературы). Вдумываться в тему урока нам поможет отрывок из одного произведения, я надеюсь, догадаетесь из какого. Послушайте его.

      Чтение учителем отрывка из повести В. Липатова «Серая мышь» с. 27-28.

- Семен Васильевич, держи! – великодушно сказал Ванечка. – Грамм сто семьдесят тебе набухал…

            Однако Семен Баландин и на это раз не услышал – сидел неподвижный,  бледный как смерть, и Витьке Малых пришлось пошевелить плечом, чтобы он пришел в себя. Почувствовав толчок, Баландин выпрямился, медленно повернулся к Ванечке Юдину и вдруг испуганно и нервно расширил мутные глаза – увидел водку. Глядя на  бутылку, он делал мелкие глотательные движения, стиснув губы, вздрагивал так, словно его колотила лихорадка.

            -Похмелись, Семен Василич!

            Еще раз вздрогнув. Баландин неожиданно для всех вскочил, прикрыв рот ладонью, бросился в гущу молодых елок, извиваясь и стоная, он три дня ничего не ел, только пил, и сейчас Семену рвотой выворачивало внутренности, из желудка поднималась ядовитая желчь, пузырилась на губах, дыхание прерывалось, и все это было так тяжело, что приятели Баландина, отвернувшись  от него, стали глядеть на утреннюю реку.

- Ну чего, Семен Василич, полегчало? – деловито спросил Ванечка, наклонив голову и плечи, пошел на Ванечку и стакан с водкой таким шагом, точно его подталкивали в спину острым штыком; в обморочных глазах Семена светилась яростная решимость, подбородок задрался, руки были по-солдатски прижаты к бокам.

- Ставь на землю! – хрипло попросил Семен и осторожно лег грудью на землю.

- Поближе ставь!

            На землю Семен Баландин лег потому, что не мог держать стакан в руках – так они тряслись. Нацелившись, он схватил край стакана зубами, закрыв глаза, сгорбатив худую спину и затаив дыхание, начал пить водку так, как теленок в первый раз сосет мать. И опять все это продолжалось мучительно долго, и трое снова отвернулись от товарища – Витька малых с жалостью и состраданием, Ванечка Юдин с расчетливой целью не помешать человеку «принять дозу», а Устин Шемякин со злобой к алкоголику Баландину.

- Прошла? – заботливо спросил Ванечка. – Гляди, Семен, не дай ей бог обратным ходом пойтить! Это для тебя хуже беды…

Распластано лежа на земле, Семен еще несколько томительных мгновений боролся с собственным организмом, потом все услышали такой протяжный и долгий вздох, какой издает расседланная лошадь; вздрогнув широко открытым ртом,  сел прямо.

- ну вот! – удовлетворенно сказал Ванечка. – Полный ажур! А что могло получиться? Да вот что: брак – и нет человека!

            Какая проблема затрагивается в отрывке? И что вы можете сказать о нем?

II.                 Слово учителя.

Да, проблема алкоголя. О ней мы сегодня и будем говорить на

уроке. На примерах произведений художественной литературы мы рассмотрим пагубные последствия пьянки, которые ведут к деградации личности, к ненормальному образу жизни, к лишению основных жизненных ценностей: семьи детей, материального благополучия, уважения окружающих людей и самое главное, здоровья.

Это вечная и злободневная проблема, волнующая все общество,

как наших дней, так и предшествующего поколения. Поэтому мне хочется начать наш разговор со слов мудрейшего классика Л.Н. Толстого.

«Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла

бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой»

Давайте вдумаемся!

Эти слова исторгнуты с горечью, заставляют сердцем вслушаться в них.

            Для Л.Н. Толстого ясна первопричина несчастья.

Вино и водка – лишь средство, с помощью которого сам себя одурманивает.

            Разбудить, укрепить в человеке человеческое – вот задача, которую ставили перед собой мастера литературы. Тем саамам обращая нас к теме больной и драматичной. Загубленное здоровье, разбитые судьбы, слезу матерей, жен, детей. И самое страшное – гибель самих героев, людей, потерявших человеческий облик.

            А все начинается с самого обыкновенного: со стакана вина, веселой компании, а затем очередной пьянки. И к чему все это ведет?

III. Давайте совершим небольшое путешествие по станицам художественных произведений и вспомним примеры, где пьянка привела к трагическим последствиям.

а) Достоевский «Преступление и наказание».

б) Толстой «Война и мир»

в) Чехов «Рассказы»

г) Островский «Бесприданница»

д) Тургенев «Певцы»

е) Короленко «Река играет»

ж) Гоголь «Мертвые души»

з) Лермонтов «Герой нашего времени»

и) Вампилов «Утиная охота»

к) Горький «Мать»

IV. И конечно, такие примеры мы можем приводить еще и еще. И везде последствия пьянки самые трагические. Скандалы, слезы, материальные недостатки, драки, а иногда и смерть. И почти везде искалеченное здоровье. Самыми разными болезными страдают пьющие люди. Одной из них является алкогольный психоз, белая горячка. Вспомним  эпизод из романа Шишкова «Угрюм – река». Разве можно Прохора считать здоровым? Яркий пример такого психоза мы встретим в романе Шишкова  (чтение учителем эпизода).

V. У Прохора белая горячка. Что еще  может быть страшнее? А самое страшное еще то, что постоянная пьянка приводит не только к такому состоянию, но и к деградации личности, когда человеку уже не в силах никто помочь.

Остановимся на рассказе В. Распутина «Не мгу – у…!»

  1. Напомним его сюжет (ученица передает сюжет рассказа)

  2. Давайте более подробно остановимся на образе главного героя. Что это за человек?

  3. найдите в тексте его описание, портрет. (Ученица находит и зачитывает).

  4. Что мы постоянно слышим от героя? Почему так называется рассказ?

  5. Каково будущее этого человека?

  6. Делаем вывод (ученица)

VI. Каждый человек за свои поступки несет ответственность. А за правонарушение, совершенное в состоянии опьянения, наказывается вдвойне.

            Давайте вспомним какой-либо эпизод из художественной литературы, являющийся примером на такой случай.

(Рассказ Шукшина «Материнское сердце») Ученица приводит пример.

- Одному ли себе принес Витька мучительные страдания?

VII. Общий вывод. (делает ученица)

VIII. А как же эта проблема затрагивается в поэзии?

Послушаем ученика, выполнявшего индивидуальную работу по этому вопросу. Он писал мини-сочинение.

IX. Ребята, а как вы относитесь к данной проблеме? Какое ваше мнение по этому вопросу? (Выступление учащихся(

X. Мы все говорили с вами о страшных последствиях, о трагических результатах пьянки. Неужели нет никакой надежды на то, что люди, пьющие люди, остановятся, поймут, что их затягивает в пучу, и расскаятся. Может ли мы сказать, что все-таки к  некоторым приходит сознание, и они вовремя возвращаются к жизни.

(Ответ ученицы)

Д/З: познакомиться с книгой А. Лиханова «Бремя молодости»

XI. Вывод учителя.

            Давайте вдумаемся во все сказанное и услышанное и сделаем для себя вывод. Ведь к таким страшным последствиям человек приходит постепенно. И все начинается с самого малого, с самых обыкновенных выпивок, поводы для которых обычные. С убийственным сарказмом перечисляется их шотландский поэт Роберт Берис:

            Для пьянства есть такие поводы:

            Поминки, праздник, встречи, проводы,

            Крестины, свадьба и развод,

            Мороз, охота, Новый год.

            Выздоровленье, новоселье,

            Успех, награда, новый чин,

            И просто пьянство – без причин.

Эти слова сохраняют актуальность и в наше время. Задумайтесь над ними, чтобы не дать себе погибнуть.

 

Домашняя ] Вверх ]

Отправить сообщение для: v_morgach@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 01.09.2006
Хостинг от uCoz