Объяснительная записка
Курс «Трудные вопросы орфографии» расширяет, углубляет и систематизирует знания учащихся, полученных в 5-9 классах. Программа курса дает большую свободу учителю и предполагает вариативность в работе: планировать работу можно в соответствии с уровнем подготовки учащихся и характером допускаемых ошибок.
Курс имеет практическую направленность, он рассчитан на углубление и систематизацию знаний учащихся по орфографии. В этом разделе повторяются только самые сложные темы. Но несмотря на это, на каждом уроке, независимо от темы, ведется комплексная работа по орфографии, пунктуации и развитию речи.
Уроки русского языка проводятся в основном по материалам литературных произведений, изучаемых в школе, и на литературоведческих текстах. Это дает возможность усваивать самые тесные межпредметные связи между уроками русского языка и литературы, усилить практическую направленность преподавателя.
Программа курса предполагает широкое знакомство учащихся со словарем и справочной литературой, а также выработку умения самостоятельно их использовать их в работе.
Система уроков по русскому языку сориентирована на работу с любым из имеющихся в наличии учебников, что дает возможность учителю самому выбрать учебное пособие для занятий.
Программа рассчитана на 16 часов и рекомендована для учителей-словесников школ.
Методические рекомендации
Творческий материал повторяется крупными блоками с составлением схем.
Для закрепления навыков правописания целесообразно использовать такие виды работ, как обучающие диктанты с самопроверкой, свободные диктанты, подбор текстов из художественных произведений, изучаемых на уроке литературы.
Для развития навыка самоконтроля рекомендуется использовать такие виды работ, как графическое комментирование и диктанты «Проверь себя».
Для расширения словарного запаса учащихся целесообразно составление тематических словарей, которое может проходить в виде конкурса на лучшего лингвиста.
Для активного использования словарей и справочников возможны самостоятельные групповые и индивидуальные задания.
Развитию речи учащихся способствуют работы творческого характера с использованием определительных грамматических категорий.
Знания, умения, навыки
Учащиеся должны:
ориентироваться в более или менее часто встречающихся, но все же затруднительных вопросах русского правописания;
пользоваться словарем «трудностей» и «правильностей» с целью правильного словоупотребления, формообразования, предупреждения грамматических и речевых ошибок;
- уметь пользоваться справочной литературой с целью получения нужной информации;
- активно владеть жанрами, коммуникативно-значительными в учебной деятельности;
- знать самые сложные темы из раздела «Орфография»
Программа (16 часов) Употребление правописных букв
Имена прилагательные, образованные от индивидуальных названий. Названия исторических эпох, событий, памятников старины, произведений искусства.
Работа со словарем «Прописная или строчная?»
Самостоятельное составление тематических словарей собственных наименований «Литературные места Петербурга», «Петровская эпоха»…
Правописание сложных слов.
Сложное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. Отличие сложного слова от свободного сочетания слов. Работа со словарем «Слитно или раздельно»
Правописание "н" и "нн" в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.
Разграничение причастий и отглагольных прилагательных по формальным признакам и по смысловому значению.
Правописание отглагольных прилагательных и причастий в составе сложных слов.
Разграничение правописания кратких отглагольных прилагательных, кратких страдательных причастий.
Правописание не и ни со всеми частями речи.
Различие частиц не и ни по смысловому значению и по синтаксической функции.
Различие сочетаний ни один – не один, ни разу- не раз.
Правописание сочетаний во что бы то им стоило, как ни в чем не бывало.
Раздельное, слитное, двоякое написание не с существительными, прилагательными и наречиями на - о, имеющими пояснительные слова.
Правописание не с прилагательными на - мый.
Не и ни во фразеологических оборотах.
Правописание производных предлогов и союзов.
Правописание предлогов ввиду, вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в отличие, несмотря на.
Различение правописания производных предлогов и самостоятельных частей речи.
Правописание союзов чтобы, тоже, также, отчего, оттого, отличие их от омонимичных сочетаний слов.