Наименование Программы | - целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области «Внедрение результатов республиканского эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в практику работы сельской школы». |
Разработчики Программы | - педагогический коллектив, Совет общеобразовательного учреждения. |
Исполнители Программы | - администрация, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы. |
Научно-методические основы разработки Программы | -участие педагогического коллектива в 2001 -2005 годах в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования позволило выявить психолого-педагогические условия достижения нового качества общего образования. Была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в обществе. Это предполагает:
-
приведение в соответствие целей и результатов учебно-воспитательного процесса современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому обществу с рыночной экономикой;
-
ориентация усвоения учащимися заданного объема учебного материала на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;
-
соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям учащихся;
-
повышение уровня доступности содержания образования;
-
создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;
-
повышение уровня востребованности обществом школьного образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся;
-
соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
|
Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы | -I этап - подведение итогов республиканского экспе-ремента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, выработка перспектив продолжения работы (проблемные группы, постоянно действующие семинары, заседания педагогического совета, Совета образовательного учреждения). II этап – разработка Целевой комплексной программы развития на 2005-2009 годы, направленной на внедрение в практику результатов эксперимента (проблемные и творческие группы педагогов, методические объединения учителей-предметников, учащихся, родителей общественности), заседания педагогического Совета, Совета образовательного учреждения. III этап – принятие Целевой комплексной программы развития образовательного учреждения (Совет образовательного учреждения). IV этап – согласование Программы с отделом образования администрации Тербунского района (приказ). |
Кем принята Программа | -программа принята Советом общеобразовательного учреждения (протокол от 28 мая 2005 г № 4). |
С кем согласована Программа | программа согласована с отделом народного образования администрации Тербунского района Липецкой области (приказ от 11.08.2005 г № 615/2) |
Цели и задачи Программы | - начальная школа. Цели:
-
охрана и укрепление физического и психофизического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;
-
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой;
-
сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.
-
Задачи:
-
внедрить полученные в ходе эксперимента образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей, и вести поиск новых;
-
совершенствовать учебную общность учащихся и учителя, организуя внедрение полученных способов действия, сотрудничества и понимания, обеспечивая сбалансированность между поисковой и исполнительной частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальными формами работы;
-
обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе;
-
сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей – взрослых и сверстников);
-
оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка;
-
внедрить найденные формы работы, направленные на оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности ребенка;
-
информатизация учебно-воспитательного процесса.
Основная школа. Цели:
-
создание условий для овладения учащимися базовым образованием, осознанным владением основными составляющими человеческой культуры на уровне необходимом для самоопределения и своей самореализации, для их социализации, формирования основ взаимодействия обучающихся с социумом окружающей среды;
-
создание условий для освоения выпускниками основной школы кругом фундаментальных понятий и концепций, универсальными способами познавательной деятельности, обеспечивающими возможность обучения на старшей ступени, продолжение самообразования.
-
обеспечение как можно больших возможностей для самоопределения и самореализации личности.
-
Задачи:
-
внедрить полученные в ходе эксперимента формы наполнения БУП;
-
использовать полученное содержание и организационные формы включения учащихся в учебное научное исследование в рамках предметов по выбору;
-
строить основную школу на основе множественности видов деятельности ребенка;
-
формировать у ребенка навыки проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы;
-
определить педагогическую основу и создать соответствующую базу для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, система самоуправления);
-
совершенствовать формы и методы предпрофильной
-
подготовки учащихся.
Старшая школа. Цели:
-
практическая отработка найденных в ходе эксперимента механизмов формирования у выпускника набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах;
-
использование найденного механизма разработки, утверждения и использования образовательных программ, обеспечивающих вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе, возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности, практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений), повышение воспитатель-
-
ного потенциала образовательного процесса и
-
обеспечение условий эффективной реализации
-
воспитания в образовательном учреждении;
-
совершенствование профильного обучения в условиях малой наполняемости классов старшей школы.
Задачи:
-
внедрить правила приема в школу старшей ступени с учетом ее многопрофильности и однопрофильности;
-
усовершенствовать материалы для вступительных испытаний, методику отбора в профильные классы разной направленности;
-
реализовать на практике следующие принципы организации образовательного процесса в старшей школе: индивидуализированные формы учебной деятельности учащихся, выработка у них проектно-исследовательских навыков, самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности, четкое определение с этической точки зрения коммуникативного поля, использование современных информационных технологий;
-
организовать социально значимые образовательные проекты как формы, соединяющие учебную и внеурочную сферы жизни школы;
-
совершенствовать найденные технологии деятельности по совместной выработке школьниками и педагогами норм школьной жизни и вести поиск новых;
-
внедрить принципы и формы организации школьного самоуправления как пространства, в котором могут формироваться социальные компетенции;
-
совершенствовать деятельность подростковых и юношеских общественных объединений как формы социально-образовательной среды в школе;
-
совершенствовать найденные здоровьесберегающие технологии организации учебно-воспитательного процесса.
|
Приоритетные направления Программы | - приоритетным направлением Программы в начальной школе является изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала обучения из цели должно стать средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа становится не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления. В основной школе приоритетом является формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории. Основная школа строится на основе множественности видов деятельности ребенка, формирования у него проектной деятельности как ведущей на данном этапе. В старшей школе действует целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов, способной успешно реализовывать избранную позицию в том или ином социальном пространстве. Предполагается постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. |
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения | - к 2009 году ожидается получение следующих результатов:
-
повышение уровня социальной и личностной значимости результатов школьного образования;
-
повышение уровня мотивации образовательной деятельности учащихся;
-
формирование партнерских отношений участников образовательного процесса;
-
выявление оптимального варианта организации профильного обучения в старших класса;
-
выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников;
-
информатизацию учебно-воспитательного процесса.
-
-
Индикаторы оценки ожидаемых результатов:
-
достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным социальным требованиям;
-
достижение планируемых результатов всеми или большинством учащихся;
-
расширение практико-ориентированных знаний;
-
рост уровня сформированности общеучебных умений учащихся при одновременном сокращении объема обязательного для изучения материала;
-
соответствие уровня подготовки школьников потребностям профессиональной школы;
-
создание условий для разработки и реализации образовательных программ, учитывающих особенности социокультурной среды;
-
применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся;
-
овладение информационными технологиями большинством или всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
|
Срок действия Программы | - с сентября 2005 года по июнь 2009 года. |
Этапы реализации Программы | - 1.Ориентированный (2005-2006 гг.). Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния, исходя из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. II.Основной этап (2006-2007 гг). Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. III.Обобщающий (2007-2009 гг) Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы. |
Структура Программы | - введение; информационная справка о школе; аналитико-прогностическое обоснование программируемых изменений; образ желаемого будущего состояния ОУ по итогам реализации программируемых изменений; стратегия и тактика перехода к желаемому будущему; приложения. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы | - школа с 1993 года финансово самостоятельна, имеет свои расчетные счета (бюджетный и внебюджетный) и осуществляет оперативное управление поступающими средствами. Бюджетное финансирование покрывает примерно 87% финансовых нужд образовательного учреждения. Оставшиеся 13% должны составить внебюджетные средства. |
Объем и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 26,5 млн. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета – 23 млн. рублей; за счет муниципального бюджета – 3 млн. рублей, за счет внебюджетных источников – 0,5 млн. рублей. |
Порядок управления реализацией Программы | - корректировка программы осуществляется Советом образовательного учреждения. Управление реализацией Программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебно-воспитательной, воспитательной работе и дошкольному образованию. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы | - основные задачи мониторинга: 1.Изучение особенностей развития школы на начало реализации Программы. 2.Отбор системы показателей и измерителей, на основе которых будет проводиться мониторинг качества подготовки учащихся и социального фона, характеризующего особенности реализации Программы в микрорайоне школы. 3.Проведение систематических обследований школы, учителей и учащихся с целью выявления динамики изменений значений основных показателей качества образования, а также социальных последствий реализации Программы. 4.Проведение систематических обследований развития способностей и личности учащихся. 5.Выявление технологий организации учебного процесса, способствующих решению задач Программы. 6.Подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга выполнения Программы. В качестве критериев эффективности реализации Программы будут использованы достижения планируемых результатов обучения, сохранение состояния здоровья учащихся; оптимальные временные, трудовые, материальные и финансовые затраты. Мониторинг реализации Программы будет вестись по следующим направлениям:
-
оценка учебных достижений школьников;
-
выявление факторов, характеризующих особенности выполнения Программы;
-
ценка состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
-
оценка социальных последствий реализации Программы для учащихся, учителей и школы.
По отдельным направлениям Программы учителя ведут дневники наблюдений с целью слежения за реализацией поставленных целей и своевременной корректировки образовательного процесса. В задачи мониторинга входит фиксация учебной подготовки учащихся и выявление тенденций ее изменения в процессе выполнения Программы. Для выявления динамики результатов реализации Программы необходимо проведение проверки качества подготовки учащихся в конце каждого учебного года в течение всех лет действия Программы |
Оценка степени достижения запланированных результатов реализации Программы по состоянию на момент подачи документов в организационную группуНационального проекта | - начальная школа: обучение ведется по программам развивающего обучения Л.В. Занкова и «Начальная школа XXI века», введены пропедевтические курсы, раннее обучение иностранным языкам, информатике и ИКТ. Наблюдается повышение положительной мотивации учения через выполнение проектов с элементами поисково-исследовательской и конструкторской деятельности; введение в рамках школьного компонента дополнительных образовательных модулей. Апробирована безотметочная система обучения. Функционирование детского сада (структурное подразделение школы) обеспечивает адаптацию ребенка к школе. Эта система способствует сохранению физического и психического здоровья шестилетних детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Основная школа: для обеспечения как можно больших возможностей для самоопределения и самореализации личности за счет вариативной части программы и часов дополнительного образования введены спецкурсы, факультативы, НОУ, групповые занятия с одаренными детьми. В 9 классе осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Отрабатываются листы индивидуальных достижений учащихся. Используются методы и приемы формирования у учащихся проектной деятельности как ведущей. Старшая школа: осуществлен переход от изучения предметов по выбору к профильному обучению в профильных классах и при малой наполняемости – в профильных группах. Создаются условия для становления комплекса компетенций, позволяющих выпускнику реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Осваиваются проектные технологии. Вследствие чего наблюдается повышение уверенности учащихся в собственные силы, развитие позитивного образа себя и других, более качественное усвоение знаний и творческих способностей. Обеспечивается механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи. У учащихся достаточно развиты исследовательские способности, умение мыслить абстрактно. |
Куда направляется данная версия Программы | - данная версия Программы в составе пакета документов образовательного учреждения направляется в организационную группу национального проекта. |