МОУ СОШ с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой областиДомашняя ] Оглавление ]  Паспорт программы развития
Вверх


 

Паспорт программы развития образовательного учреждения

Наименование Программы

 - целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области «Внедрение результатов республиканского эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в практику работы сельской школы».

Разработчики Программы

- педагогический коллектив, Совет общеобразовательного учреждения.

Исполнители Программы  

- администрация, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы.

Научно-методические основы разработки Программы 

-участие педагогического коллектива в 2001 -2005 годах

в республиканском эксперименте по  совершенствованию

структуры и содержания общего образования позволило выявить психолого-педагогические условия достижения нового качества общего образования. Была  создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в обществе. Это предполагает:

  •  приведение в соответствие целей и результатов учебно-воспитательного процесса современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому обществу с рыночной экономикой;

  • ориентация усвоения учащимися заданного объема учебного материала на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;

  • соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям учащихся;

  •  повышение уровня доступности содержания образования;

  • создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;

  • повышение уровня востребованности обществом школьного образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся;

  • соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Основные этапы и формы  обсуждения и принятия Программы

-I этап - подведение  итогов республиканского экспе-ремента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, выработка перспектив продолжения работы (проблемные группы, постоянно действующие семинары, заседания педагогического совета, Совета образовательного учреждения).

II этап – разработка Целевой комплексной программы развития на 2005-2009 годы, направленной на внедрение в практику результатов эксперимента (проблемные и творческие группы педагогов, методические объединения учителей-предметников, учащихся, родителей общественности), заседания педагогического Совета, Совета образовательного учреждения.

III  этап – принятие Целевой комплексной программы развития образовательного учреждения (Совет образовательного учреждения).

IV этап – согласование Программы с отделом образования администрации Тербунского района    (приказ).

Кем принята Программа

-программа принята Советом общеобразовательного учреждения (протокол от 28 мая  2005 г  № 4).

С кем согласована Программа

программа согласована с отделом народного образования администрации Тербунского района Липецкой области (приказ от 11.08.2005 г № 615/2)

Цели и задачи Программы

- начальная школа. Цели:

  • охрана и укрепление физического и  психофизического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой;

  • сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

  • Задачи:

  • внедрить полученные в ходе эксперимента образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей, и вести поиск новых;

  • совершенствовать учебную общность учащихся и учителя, организуя внедрение полученных способов действия, сотрудничества и понимания, обеспечивая сбалансированность между поисковой и исполнительной частью учебной работы школьников, между совместной  и индивидуальными формами работы;

  • обеспечить полноценное  взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе;

  • сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей – взрослых и сверстников);

  • оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка;

  • внедрить найденные формы работы, направленные на оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности ребенка;

  • информатизация учебно-воспитательного процесса.

 

Основная школа. Цели:

  • создание условий для овладения учащимися базовым образованием, осознанным владением основными составляющими человеческой культуры на уровне необходимом для самоопределения и своей самореализации,  для их социализации, формирования основ взаимодействия обучающихся с социумом окружающей среды;

  • создание условий для освоения выпускниками основной школы кругом фундаментальных понятий и концепций, универсальными способами познавательной деятельности, обеспечивающими возможность обучения на старшей ступени, продолжение самообразования.

  • обеспечение как можно больших возможностей для самоопределения и самореализации личности.

  • Задачи:

  • внедрить полученные в ходе эксперимента формы наполнения БУП;

  •  использовать полученное содержание и организационные формы включения учащихся в учебное научное исследование в рамках предметов по выбору;

  • строить основную школу на основе множественности видов деятельности ребенка;

  •  формировать у ребенка навыки проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы;

  • определить педагогическую основу и создать соответствующую базу для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, система самоуправления);

  • совершенствовать формы и методы предпрофильной

  •       подготовки учащихся.

 

Старшая школа. Цели:

  •  практическая отработка найденных в ходе эксперимента механизмов формирования у выпускника набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах;

  • использование найденного механизма разработки, утверждения и использования образовательных программ, обеспечивающих вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе, возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности, практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений), повышение воспитатель-

  •      ного потенциала образовательного процесса и     

  •      обеспечение условий эффективной реализации   

  •      воспитания в образовательном учреждении;

  • совершенствование профильного обучения в условиях малой наполняемости классов старшей школы.

Задачи:

  •  внедрить правила приема в школу старшей ступени  с учетом ее многопрофильности и однопрофильности;

  •  усовершенствовать материалы для вступительных испытаний, методику отбора в профильные классы разной направленности;

  •  реализовать на практике следующие принципы организации образовательного процесса в старшей  школе: индивидуализированные формы учебной деятельности учащихся, выработка у них проектно-исследовательских навыков, самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности, четкое определение с этической точки зрения коммуникативного поля, использование современных информационных технологий;

  • организовать социально значимые образовательные проекты как формы, соединяющие учебную и внеурочную сферы жизни школы;

  • совершенствовать найденные технологии деятельности по совместной выработке школьниками и педагогами норм школьной жизни и вести поиск новых;

  •  внедрить принципы и формы организации школьного самоуправления как пространства, в котором могут формироваться социальные компетенции;

  • совершенствовать деятельность подростковых и юношеских общественных объединений как формы социально-образовательной среды в школе;

  • совершенствовать найденные здоровьесберегающие технологии организации учебно-воспитательного процесса.

Приоритетные направления Программы

- приоритетным направлением Программы в начальной школе является изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала обучения из цели должно стать средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа становится не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала  и школой взросления.

      В основной школе приоритетом является формирование способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории. Основная школа строится на основе множественности видов деятельности ребенка, формирования у него проектной деятельности как ведущей на данном этапе.

       В старшей школе действует целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов,  способной успешно реализовывать избранную позицию в том или ином социальном пространстве. Предполагается постепенная переориентация доминирующей образовательной  парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения

- к  2009 году ожидается получение следующих результатов:

  • повышение уровня социальной и личностной значимости результатов школьного образования;

  • повышение уровня мотивации образовательной деятельности учащихся;

  • формирование партнерских отношений участников образовательного процесса;

  •  выявление оптимального варианта организации профильного обучения в старших класса;

  •  выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников;

  •  информатизацию учебно-воспитательного процесса.

  •  

  • Индикаторы оценки ожидаемых результатов:

  • достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным социальным требованиям;

  • достижение планируемых результатов всеми или большинством учащихся;

  • расширение практико-ориентированных знаний;

  • рост уровня сформированности общеучебных умений учащихся при одновременном сокращении объема обязательного для изучения материала;

  • соответствие уровня подготовки школьников потребностям профессиональной школы;

  • создание условий для разработки и реализации образовательных программ, учитывающих особенности социокультурной среды;

  • применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся;

  • овладение информационными технологиями большинством или всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

Срок действия Программы

- с сентября 2005 года по июнь 2009 года.

Этапы реализации Программы

- 1.Ориентированный (2005-2006 гг.).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния, исходя из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

II.Основной этап (2006-2007 гг).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

III.Обобщающий (2007-2009 гг)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Структура Программы

- введение; информационная справка о школе; аналитико-прогностическое обоснование программируемых изменений; образ желаемого будущего состояния ОУ по итогам реализации программируемых изменений; стратегия и тактика перехода к желаемому будущему; приложения.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

- школа с 1993 года финансово самостоятельна, имеет свои расчетные счета (бюджетный и внебюджетный) и осуществляет оперативное управление поступающими  средствами. Бюджетное финансирование покрывает примерно 87% финансовых нужд образовательного учреждения. Оставшиеся 13%  должны составить внебюджетные средства.

Объем и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет  26,5 млн. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета – 23 млн. рублей; за счет муниципального бюджета – 3 млн. рублей, за счет внебюджетных источников – 0,5 млн. рублей.

Порядок управления реализацией Программы

- корректировка программы осуществляется Советом образовательного учреждения. Управление реализацией Программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебно-воспитательной, воспитательной работе и дошкольному образованию.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

- основные задачи мониторинга:

1.Изучение особенностей развития школы на начало

реализации Программы.

2.Отбор системы показателей и измерителей, на основе которых будет проводиться мониторинг качества подготовки учащихся и социального фона, характеризующего особенности реализации Программы в микрорайоне школы.

3.Проведение систематических обследований школы,

учителей и учащихся с целью выявления динамики изменений значений основных показателей качества образования, а также социальных последствий реализации Программы.

4.Проведение систематических обследований

развития способностей и личности учащихся.

5.Выявление технологий организации учебного

процесса, способствующих решению задач Программы.

6.Подготовка ежегодных отчетов по результатам

мониторинга выполнения Программы.

        В качестве критериев эффективности реализации    Программы будут использованы достижения планируемых результатов обучения, сохранение состояния здоровья учащихся; оптимальные временные, трудовые, материальные и финансовые затраты.

     Мониторинг реализации Программы будет вестись по следующим направлениям:

  • оценка учебных достижений  школьников;

  • выявление факторов, характеризующих особенности выполнения Программы;

  • ценка состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

  • оценка социальных последствий реализации Программы для учащихся, учителей и школы.

По отдельным направлениям Программы учителя ведут

дневники наблюдений с целью слежения за реализацией поставленных целей и своевременной корректировки образовательного процесса.

В задачи мониторинга входит фиксация учебной

подготовки учащихся и выявление тенденций ее изменения в процессе выполнения Программы.

Для выявления динамики результатов реализации

Программы необходимо проведение проверки качества подготовки учащихся в конце каждого учебного года в течение всех лет действия Программы

Оценка степени достижения запланированных результатов реализации Программы по состоянию на момент подачи документов в организационную группуНационального проекта

- начальная школа: обучение ведется по программам развивающего обучения Л.В. Занкова и  «Начальная школа XXI века», введены пропедевтические курсы, раннее обучение иностранным языкам,  информатике и ИКТ. Наблюдается повышение положительной мотивации учения через выполнение проектов с элементами поисково-исследовательской и конструкторской деятельности; введение в рамках школьного компонента дополнительных образовательных модулей. Апробирована безотметочная система обучения. Функционирование детского сада (структурное подразделение школы) обеспечивает адаптацию ребенка к школе. Эта система способствует сохранению физического и психического здоровья шестилетних детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Основная школа: для обеспечения как можно больших возможностей для самоопределения и самореализации личности за счет вариативной части программы и часов дополнительного образования введены спецкурсы,  факультативы, НОУ, групповые занятия с одаренными детьми. В 9 классе осуществляется предпрофильная подготовка учащихся. Отрабатываются листы индивидуальных достижений учащихся. Используются методы и приемы формирования у учащихся проектной деятельности как ведущей.

Старшая школа: осуществлен переход от изучения предметов по выбору к профильному обучению в профильных классах и при малой наполняемости – в профильных группах. Создаются условия для становления комплекса компетенций, позволяющих выпускнику реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Осваиваются проектные технологии. Вследствие чего наблюдается повышение уверенности учащихся в собственные силы, развитие позитивного образа себя и других, более  качественное усвоение знаний и творческих способностей. Обеспечивается механизм развития критического мышления ребенка,  умение искать путь решения поставленной задачи. У учащихся достаточно развиты исследовательские способности, умение мыслить абстрактно.

Куда направляется данная версия Программы

- данная версия Программы в составе пакета документов образовательного учреждения направляется в организационную группу национального проекта.

 

Домашняя ] Вверх ]

Отправить сообщение для: v_morgach@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 01.09.2006
Хостинг от uCoz