к началу страницы
Урок литературы
О.А. Аношенкова, учитель литературы
Тема: «Не дай себе погибнуть!» (О последствиях алкоголя на
страницах произведений художественной литературы).
Цель: 1) на конкретных примерах из произведений художественной
литературы показать пагубные последствия алкоголизма;
2) способствовать расширению знаний и представлений
учащихся о сущности пьянства;
3) вырабатывать отрицательное отношение к употреблению
алкоголя.
Ход урока
I.
Оргкомитет
Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения на тему «не дай
себе погибнуть!» (О пагубности алкоголя на страницах произведений
художественной литературы). Вдумываться в тему урока нам поможет отрывок
из одного произведения, я надеюсь, догадаетесь из какого. Послушайте
его.
Чтение учителем отрывка из повести В. Липатова «Серая мышь» с.
27-28.
- Семен Васильевич, держи! – великодушно сказал Ванечка. – Грамм сто
семьдесят тебе набухал…
Однако Семен Баландин и на это раз не услышал – сидел
неподвижный, бледный как смерть, и Витьке Малых пришлось пошевелить
плечом, чтобы он пришел в себя. Почувствовав толчок, Баландин
выпрямился, медленно повернулся к Ванечке Юдину и вдруг испуганно и
нервно расширил мутные глаза – увидел водку. Глядя на бутылку, он делал
мелкие глотательные движения, стиснув губы, вздрагивал так, словно его
колотила лихорадка.
-Похмелись, Семен Василич!
Еще раз вздрогнув. Баландин неожиданно для всех вскочил,
прикрыв рот ладонью, бросился в гущу молодых елок, извиваясь и стоная,
он три дня ничего не ел, только пил, и сейчас Семену рвотой выворачивало
внутренности, из желудка поднималась ядовитая желчь, пузырилась на
губах, дыхание прерывалось, и все это было так тяжело, что приятели
Баландина, отвернувшись от него, стали глядеть на утреннюю реку.
- Ну чего, Семен Василич, полегчало? – деловито спросил Ванечка,
наклонив голову и плечи, пошел на Ванечку и стакан с водкой таким шагом,
точно его подталкивали в спину острым штыком; в обморочных глазах Семена
светилась яростная решимость, подбородок задрался, руки были
по-солдатски прижаты к бокам.
- Ставь на землю! – хрипло попросил Семен и осторожно лег грудью на
землю.
- Поближе ставь!
На землю Семен Баландин лег потому, что не мог держать
стакан в руках – так они тряслись. Нацелившись, он схватил край стакана
зубами, закрыв глаза, сгорбатив худую спину и затаив дыхание, начал пить
водку так, как теленок в первый раз сосет мать. И опять все это
продолжалось мучительно долго, и трое снова отвернулись от товарища –
Витька малых с жалостью и состраданием, Ванечка Юдин с расчетливой целью
не помешать человеку «принять дозу», а Устин Шемякин со злобой к
алкоголику Баландину.
- Прошла? – заботливо спросил Ванечка. – Гляди, Семен, не дай ей бог
обратным ходом пойтить! Это для тебя хуже беды…
Распластано лежа на земле, Семен еще несколько томительных мгновений
боролся с собственным организмом, потом все услышали такой протяжный и
долгий вздох, какой издает расседланная лошадь; вздрогнув широко
открытым ртом, сел прямо.
- ну вот! – удовлетворенно сказал Ванечка. – Полный ажур! А что могло
получиться? Да вот что: брак – и нет человека!
Какая проблема затрагивается в отрывке? И что вы можете
сказать о нем?
II.
Слово учителя.
Да, проблема алкоголя. О ней мы сегодня и будем говорить на
уроке. На примерах произведений художественной литературы мы рассмотрим
пагубные последствия пьянки, которые ведут к деградации личности, к
ненормальному образу жизни, к лишению основных жизненных ценностей:
семьи детей, материального благополучия, уважения окружающих людей и
самое главное, здоровья.
Это вечная и злободневная проблема, волнующая все общество,
как наших дней, так и предшествующего поколения. Поэтому мне хочется
начать наш разговор со слов мудрейшего классика Л.Н. Толстого.
«Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла
бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять
себя водкой»
Давайте вдумаемся!
Эти слова исторгнуты с горечью, заставляют сердцем вслушаться в них.
Для Л.Н. Толстого ясна первопричина несчастья.
Вино и водка – лишь средство, с помощью которого сам себя одурманивает.
Разбудить, укрепить в человеке человеческое – вот задача,
которую ставили перед собой мастера литературы. Тем саамам обращая нас к
теме больной и драматичной. Загубленное здоровье, разбитые судьбы, слезу
матерей, жен, детей. И самое страшное – гибель самих героев, людей,
потерявших человеческий облик.
А все начинается с самого обыкновенного: со стакана вина,
веселой компании, а затем очередной пьянки. И к чему все это ведет?
III. Давайте совершим небольшое путешествие по
станицам художественных произведений и вспомним примеры, где пьянка
привела к трагическим последствиям.
а) Достоевский «Преступление и наказание».
б) Толстой «Война и мир»
в) Чехов «Рассказы»
г) Островский «Бесприданница»
д) Тургенев «Певцы»
е) Короленко «Река играет»
ж) Гоголь «Мертвые души»
з) Лермонтов «Герой нашего времени»
и) Вампилов «Утиная охота»
к) Горький «Мать»
IV. И конечно, такие примеры мы можем
приводить еще и еще. И везде последствия пьянки самые трагические.
Скандалы, слезы, материальные недостатки, драки, а иногда и смерть. И
почти везде искалеченное здоровье. Самыми разными болезными страдают
пьющие люди. Одной из них является алкогольный психоз, белая горячка.
Вспомним эпизод из романа Шишкова «Угрюм – река». Разве можно Прохора
считать здоровым? Яркий пример такого психоза мы встретим в романе
Шишкова (чтение учителем эпизода).
V. У Прохора белая горячка. Что еще может
быть страшнее? А самое страшное еще то, что постоянная пьянка приводит
не только к такому состоянию, но и к деградации личности, когда человеку
уже не в силах никто помочь.
Остановимся на рассказе В. Распутина «Не мгу – у…!»
-
Напомним его сюжет
(ученица передает сюжет рассказа)
-
Давайте более подробно
остановимся на образе главного героя. Что это за человек?
-
найдите в тексте его
описание, портрет. (Ученица находит и зачитывает).
-
Что мы постоянно слышим
от героя? Почему так называется рассказ?
-
Каково будущее этого
человека?
-
Делаем вывод (ученица)
VI. Каждый человек за свои поступки несет
ответственность. А за правонарушение, совершенное в состоянии опьянения,
наказывается вдвойне.
Давайте вспомним какой-либо эпизод из художественной
литературы, являющийся примером на такой случай.
(Рассказ Шукшина «Материнское сердце») Ученица приводит пример.
- Одному ли себе принес Витька мучительные страдания?
VII. Общий вывод. (делает ученица)
VIII. А как же эта проблема затрагивается в
поэзии?
Послушаем ученика, выполнявшего индивидуальную работу по этому вопросу.
Он писал мини-сочинение.
IX. Ребята, а как вы относитесь к данной
проблеме? Какое ваше мнение по этому вопросу? (Выступление учащихся(
X. Мы все говорили с вами о страшных
последствиях, о трагических результатах пьянки. Неужели нет никакой
надежды на то, что люди, пьющие люди, остановятся, поймут, что их
затягивает в пучу, и расскаятся. Может ли мы сказать, что все-таки к
некоторым приходит сознание, и они вовремя возвращаются к жизни.
(Ответ ученицы)
Д/З: познакомиться с книгой А. Лиханова «Бремя молодости»
XI. Вывод учителя.
Давайте вдумаемся во все сказанное и услышанное и сделаем
для себя вывод. Ведь к таким страшным последствиям человек приходит
постепенно. И все начинается с самого малого, с самых обыкновенных
выпивок, поводы для которых обычные. С убийственным сарказмом
перечисляется их шотландский поэт Роберт Берис:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встречи, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год.
Выздоровленье, новоселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
Эти слова сохраняют актуальность и в наше время. Задумайтесь над ними,
чтобы не дать себе погибнуть.
к началу страницы |