Учимся самостоятельности
В приоритетном
национальном проекте «Образование» указывается, что на современном этапе
развития школьной жизни воспитывающая и социализирующая функции являются
основными.
Выполняя социализирующую функцию, школа должна сформировать
в ученике набор компетентностей, позволяющих ему, став выпускником,
успешно вступить в активную самостоятельную жизнедеятельность
современного социума.
Какие компетенции необходимы современному выпускнику?
Это готовность к конструктивному диалогу, умение работать в команде и
быть эффективным, быть самодеятельным, т.е. владеть алгоритмами
проектной и исследовательской деятельности.
В нашей школе педагогический коллектив в ходе учебного и
внеурочного процессов использует различные формы организации социальных
практик учащихся.
В последние годы старшеклассники осваивают технологии по
созданию проектов, по выполнению исследовательской деятельности. И это
не только на уроках, но и во внеурочное время.
В процессе внеклассных мероприятий старшеклассники создавали
и защищали проекты «День школьника», «День школьника в профильной
школе», проводили исследования экологии, школьного социума, исследовали
проблему, связанную с нежеланием некоторых юношей проходить срочную
службу в армии, создавали проект деятельности по решению этой проблемы;
в День знаний этого учебного года учащиеся 8,9, 11 классов разработали
проект школы, в которой все счастливы.
В этом учебном году решено учить проектной,
исследовательской деятельности учащихся, начиная с 5 класса. На эту
работу используется 20 часов дополнительного образования.
В рамках внеурочной деятельности планируем работу по
созданию семейных проектов. Звеньями такой инициации предполагается
будут родители, школа, ученик. А задача – та же – привлечь
педагогический потенциал, а вместе с тем компетентностный потенциал
родителей к социализации учащихся.
Но не только проектная, исследовательская деятельность
способствуют формированию социальных компетентностей. В этом направлении
школьного воспитания незаменима система ученического самоуправления.
Несколько лет назад систему ученического самоуправления,
созданную по методике Иванова, заменила другая, направленная на
обеспечение условий для получения современных практик. Одна из форм,
используемых в действующей системе ученического самоуправления, - это
дни самоуправления.
Различные задачи ставились перед учащимися в эти дни,
разнообразен план таких дней. Похожи они только в одном: в
запланированных на этот день школьных делах учащимся не оказывается
педагогическая помощь, они не получают педагогического руководства,
консультаций.
Раз в четверть проводятся в нашей школе такие дни. В этой
учебной четверти день ученического самоуправления прошел в октябре.
Учащиеся самостоятельно организовали дежурство по школе,
провели обед в школьной столовой, при этом функции учителей начальных
классов, социального педагога, дежурных учителей выполняли учащиеся. И
они с этим достойно справились: все учащиеся вовремя пообедали, в
столовой был полный порядок, тишина, чистота.
Группа учащихся – старшеклассников провела в некоторых
классах рейд по проверке школьной формы.
Был проведен рейд и по проверке посещаемости учащимися
учебных занятий.
В конце дня члены ученического самоуправления провели
заседание клуба «Деловые люди», где подвели итоги дня, наметили план по
устранению выявленных недостатков.
Это сделали учащиеся, а учителя в свою очередь сделали
выводы, что старшеклассники стали немножечко самостоятельнее, грамотнее
в самоорганизации, ответственнее.
|