МОУ СОШ с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой областиДомашняя ] Оглавление ]  Математика
Вверх


 

7

Урок «Защита творческих проектов»

Учебная тема проекта: «Правильные многоугольники»

Творческое название проекта: «Тайна правильного многоугольника»

Оборудование: ноутбук, проекты детей, мультимедийный проектор, экран, таблицы для экспертов.

 

I Презентация проекта (Приложение 1)

 

Девиз урока - защиты творческих проектов слова А.Эйнштейна

«Радость видеть и понимать - есть самый прекрасный дар природы»........

Скачать план урока с приложениями 14,458 мБайт

 

Предметный элективный курс «Математика и её подводные рифы»

Т. Н. Стрельникова, учитель математики, 2005-2006 уч. год.

Практикум по математике «Замечательные уравнения и неравенства»

Т. Н. Стрельникова, учитель математики, 2005 -2006 уч. год.

Пояснительная записка

Элективный курс «Математика и её подводные рифы» рассчитан на одно полугодие (17 ч) для учащихся 11 -х классов.

Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащих­ся, которым интересна математика и ее приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями (самостоятельно или под руководством учителя математики). Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Выбрав его, учащиеся за полгода пройдут путь от глубокого, освоенного понимание теории, до умения решать задачи относящихся к классу наиболее сложных, коварных, а поэтому самых не приятных.

Стоит отметить, что навыки в использовании этих задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены.

Итак, данный курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует межпредметные связи (прежде всего с физикой).

Формы организации занятий: лекция, семинар, дискуссия, диспут, выступления с докладами, с содокладами, коллективные работы «За страницами учебника», отчетные доклады по результатам поисково-исследовательской деятельности.

Цель курса заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, формирование мировоззрения учащихся, развитие их логического и творческого мышления, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

 

«Требования к математической подготовке учащихся»

Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положе­ния и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т. д.

 

Содержание обучения

«Коварные» вопросы теории

Вопросы связанные с правильностью приведенного в тексте определения.

Истинность и ложность математических утверждений.

Равносильность уравнений.

Сужение и расширение области определения уравнений.

Осторожно! Простая  задача!

Построение графиков сложных функций, их применение к решению уравнений, неравенств, систем.

Решение уравнений с применением различных приёмов.

Решение уравнений нестандартными способами.

Откуда   берутся посторонние   корни

Неравносильные преобразования уравнений и неравенств.

Потеря корней уравнения (логарифмирование, сокращение обеих частей на общий множитель, применение некоторых тригонометрических формул)

Метод равносильных (эквивалентных) переходов.

Причины появления посторонних корней

Расширение  области  определения.

Умножение  на  выражение  с  переменной

Применение  немонотонной   функции.

Нестандартные задачи

Задачи, нестандартные по внешнему виду.

Задачи с параметром.

Задачи о квадратном трёхчлене.

 Казалось   бы, решение завершено...

Рассмотрения всех случаев решение данной задачи Проверка решения задачи на полноту.

Тематическое планирование.

«Коварные» вопросы теории-2ч.

Осторожно!   Простая   задача!-4ч

Откуда   берутся посторонние   корни.-4ч

Нестандартные задачи.-6ч

Казалось   бы,   решение завершено...-1ч

  Темы для выполнения исследовательских проектов:

1. Способы проверки ответов.

2. Нахождение корней многочлена.

3. Уравнения, содержащие модуль.

4. Уравнения с параметрами.

5. Уравнения с дополнительными условиями.

6. Приближённые методы решения уравнений. Метод последовательных приближений.

Пояснительная записка

Практикум по математике «Замечательные уравнения и неравенства» рассчитан на год (34 ч) для учащихся 11 -х классов.

Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащих­ся, которым интересны методы решений уравнений и неравенств, основанным на геометрических соображениях, свойствах функций (монотонности, ограниченности, четности), применении производной. Есть много уравнений и неравенств, которые счи­таются для школьников задачами повышенной трудности. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приемы, которые не совсем привычны для школьников. В этом курсе предлагается ряд таких при­емов.

Этот курс предназначен, в первую очередь, для уча­щихся  профильных классов. В то же время при знании приведенных в пособии приемов многие трудные за­дачи окажутся вполне посильными для любого школь­ника.

 Цель курса познакомить школь­ников с различными, основанными на материале про­граммы  общеобразовательной средней школы мето­дами решения, казалось бы, трудных задач, проил­люстрировать широкие возможности использования хорошо усвоенных школьных знаний, привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач.

 

«Требования к математической подготовке учащихся»

Учащие­ся должны приобрести умения решать уравнения и неравенства на более высоком уровне сложности. Уметь решать алгебраические уравнения и неравенства; уравнения и неравенства, содержащие радикалы, степени, логарифмы и модули. Применять способы замены неизвестных при решении уравнений; свойства функций входящих в уравнения и неравенства.

 Содержание обучения.

 Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя. Применение формул сокращенного умножения. Выделение полного квадрата. Метод неопределенных коэффициентов. Подбор корня многочлена по его старшему и свободному коэффициентам. Метод введения параметра. Метод введения новой неизвестной. Комбинирование различных методов. Симметрические и возвратные уравнения. Симметрические уравнения третьей степени. Симметрические уравнения четвертой степени. Возвратные уравнения. Уравнения четвертой степени с дополни­тельными условиями на коэффициенты. Умножение уравнения на функцию. Угадывание корня уравнения. Исследование уравнения на промежутках действительной оси. Метод интервалов. Обобщенный метод интервалов. Возведение в степень. Умножение уравнения или неравенства на функцию. Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную в основании логарифмов. Переход к числовому основанию. Переход к основанию, содержащему неизвестную. Уравнения и неравенства, содержащие неизвест­ную в основании и показателе степени. Уравнения и неравенства, содержащие неизвест­ную под знаком абсолютной величины. Раскрытие знаков модулей. Иррациональные уравнения. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометричес­кого уравнения. Решение некоторых уравнений сведением их к решению систем уравнений относительно новых неизвестных. Решение уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них функций. Применение основных свойств функций. Использование ОДЗ. Использование ограниченности функций. Использование монотонности функции. Использование графиков функций. Метод интервалов для непрерывных функций.

 

Тематическое планирование.

 Алгебраические уравнения и неравенства (13ч)

Разложение многочлена на множители – 4ч

Симметрические и возвратные уравнения –  3ч

Способы решения алгебраических уравнений – 3ч

Решение алгебраических неравенств – 3ч

 

Уравнения и неравенства, содержащие радикалы, степени, логарифмы и модули (9ч)

Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную под знаком радикала –  2ч

Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную в основании логарифма –  2ч

Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную в основании и показателе степени – 2ч

Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную под знаком абсолютной величины –  3ч

 

Способы замены неизвестных при решении уравнений (7ч)

Алгебраические уравнения –  3ч

Рациональные уравнения –  2ч

Иррациональные уравнения –  2ч

 

Решение уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них функций (5ч)

 

Применение основных свойств функций –  3ч

Применение производной -  2ч

 

  

Темы для выполнения исследовательских проектов:

1.Использование при решении уравнений суперпозиции функций.

2. Уравнения четвёртой степени с дополнительными условиями на коэффициенты.

3. Умножение уравнения или неравенства на функцию.

4. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения..

5. Решение некоторых уравнений сведением их к решению систем уравнений относительно новых неизвестных..

6. Использование ограниченности функций.

 

Литература

1.       С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства.

2.       А. Н. Руркин Математика интенсив.

3.       И. Ф. Шарыгин Факультативный курс по математике.

4.       Математика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.

5.       Моденов П. С. Сборник задач по математике с анолизом решений.

Урок проводился на едином методическом дне по теме: «Применение информационных технологий на уроке»

Тема. Функции вида у=кх и у=кх+m. Всё это в слайдах.: (скачать демонстрацию PowerPoint)

Цели урока. Расширить и углубить знания о функциях. Продолжить совершенствование навыков чтения графиков на примере линейных функций. Научиться строить и читать графики функции у=кх и у=кх+m
Ход урока.

I. Функции у=кх и у=кх+m, их свойства и графики (теория).
II. Взаимное расположение графиков линейных функций (теория).
III. Устные упражнения (тренажёр устного счёта).
IV. Построение графиков линейных функций. Исследовательская работа: «Свойства функций у=кх и у=кх+m».
V. Творческие задания по теме: «Свойства функций у=кх и у=кх+m».
VI. Подведение итога урока и домашнее задание.
Далее урок ведётся при помощи учебного электронного пособия: «Математика 5 – 11 классы. Практикум» под редакцией Дубровского В. Н.     

 III.  Устные упражнения (тренажёр устного счёта, 2мин.)

IV. Построение графиков линейных функций. Исследовательская работа: «Свойства функций у = кх и у = кх+m».

 V. Исследовательская работа.

1. 1) Постройте график линейной функции  у = х + 4.

Найдите координаты точек пересечения графика с осями координат.

2) Постройте график линейной функции у = 2х - 1.

Найдите:

а) значение у, соответствующее значению аргумента, равному -3; -1; 2; 0,5.

б) значение аргумента, соответствующее значению у, равному -1; 0; 5.

3) Постройте график линейной функции у = -0,5х + 2.

Выясните, возрастает или убывает заданная линейная функция.

4) Постройте график линейной функции у = -2х - 6.

Найдите:

а) какой-нибудь отрезок оси х, на котором выполняется неравенство у < 0;

б) найдите все значения аргумента, при которых выполняется неравенство у > 0;

5) Постройте график линейной функции у = -х + 5.

Найдите наименьшее и наибольшее значения линейной функции на отрезке [-2, 7].

 

2. Постройте и сделайте вывод о взаимном расположении графиков линейных функций:

а) у=2х  и  у=2х-4;

б) у = -х  и  у=3х-4.

  

IV. Творческие задания по теме: «Свойства функций у = кх и у = кх + m».

  

1) Даны две возрастающие линейные функции у = k1 + m1,     у  =  k2x  + m2 Подберите такие коэффициенты k1, k2, m1,  m2, чтобы их графики были параллельны. Постройте эти графики. Сделайте вывод.

  

2) Даны две убывающие линейные функции

у = k1x + m1, у = k2x + m2 Подберите такие коэффициенты k1, k2, m1, m2, чтобы их графики совпадали. Постройте эти графики. Сделайте вывод.

  

3) Даны две линейные функции у = k1x + m1,   у  =  k2x + m2 Подберите такие коэффициенты k1, k2, m1,  m2, чтобы их графики пересекались. Постройте эти графики. Сделайте вывод.

  

VII. Подведение итога урока и домашнее задание.

 

 

Домашняя ] Вверх ]

Отправить сообщение для: v_morgach@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 01.09.2006
Хостинг от uCoz